Эссе победителей

Эссе на русском языке

Буденко Татьяна Яковлевна, 

Республика Крым, город Феодосия МБОУ «Школа №14 города Феодосии Республики Крым»


Эссе на тему «Учу языку моих предков»

Вечный язык


Кажется, это было совсем недавно... Из комнаты доносятся стихи Пушкина. Мама всегда читает что-нибудь наизусть, когда одна в комнате. Звуки раздаются то громче, то тише… Мама читает на русском языке. В моей семье мы говорим на болгарском, украинском языках, смешивая речь казахскими и польскими словами. Но милым сердцу и душе, родным для всех в нашей многонациональной семье стал русский язык, испокон веков объединяющий людей разных народов. Прекрасный, благоуханный, сильный и вечный язык. Вечный, как это голубое небо над нами, как живительная вода, как поднимающееся над горизонтом солнце. Вечный, как история моих предков. Вечный, как творения великих писателей и поэтов, говорящих и пишущих на русском языке. Вечный А.Пушкин, вечный Ф.Достоевский, вечный Ч.Айтматов, вечный О.Сулейменов...


…А вот другая картинка. Я - среди выступающих на Всесоюзном фестивале народного творчества. Русские, армяне, татары, немцы, болгары, украинцы, греки и даже индусы! И мы понимаем друг друга! В этом исключительная роль русского языка – быть незаменимым средством межнационального общения.


Эти воспоминания привели меня к мысли, что именно в языке одухотворяется народ, его Родина. Вот почему верный и, пожалуй, единственный способ проникнуть в характер народа – усвоить, изучить его язык. Поэтому я и стала учителем именно русского языка. Так сложилось, что я много лет преподавала русский язык как неродной для учеников. Но старалась работать так, чтобы мои дети гордились тем, что говорят на русском языке, чтобы уважали и ценили русскую культуру.

…Часто напоминаю своим ученикам слова А.Куприна: «Язык - это история народа, это путь цивилизации и культуры». Язык - это тайна истории, тайна значения, тайна культуры. Попробуем заглянуть в историю русского языка, и тогда станет понятным, почему колдунью называют у русских ведьмою и как связано это слово с медведем. И, конечно, удивляет детей, что рубаха и рубить одного общеславянского корня! Так обучение этимологическому анализу слова помогает моим ученикам усвоить трудные для написания слова: ровесник, сверстник, рукавица, печать, горчица, замечательный. В то же время ученики узнают интересные страницы истории русского народа.


Вы, наверное, тоже часто слышите в периодической печати и Интернете тревожные голоса учителей – словесников, ученых - лингвистов, которые обеспокоены состоянием и судьбой русского языка: «В речи носителей языка зачастую проникают слова иностранного происхождения, которые имеют аналоги в русском языке». Как помочь моим детям понимать значения слов, русских, прежде всего? Полезно иногда вводить в урок такое занимательное упражнение, как «бестолковый словарь». Учащимся необходимо исправить толкование значения слов, например, язычник - болтливый человек, кувшинчик- тот, кто изготовляет кувшины. Чтобы показать, как красив наш русский язык, как многообразен он, использую задания на замену иностранных слов синонимичными словами, например, конфронтация сторон – противоборство; конгруэнтность- честность. Чаще всего ученики не понимают значения иностранных слов, поэтому мы приходим к выводу: использовать в своей речи только те слова, значение которых нам понятны и знакомы.


Меня, как учителя, больше пугает искажение звуковой формы слова, неправильное ударение. Как научить правильно произносить слова? Ежедневный контроль над речью учащихся, исправление ошибок и заострение внимания на правильном произношении - это работа словесника. В моем кабинете русского языка на одной половинке школьной доски постоянно висят плакаты со словами, в которых чаще всего допускаются орфоэпические ошибки. Кажется, ученик проходит мимо, но постоянное обращение на уроке к доске «вынуждает» посмотреть на листок! Радует, что ученики уже сами исправляют друг друга. Как-то на работе зазвонил телефон: моя бывшая ученица попросила правильно произнести слово «перезвонит». Конечно, не раздумывая, я назвала слово и на другом конце трубки услышала ее радостный возглас: «Вот! Это вам мой учитель русского языка говорит!» Надеюсь, что мои дети будут покупать тОрты и пить чай со слИвовым вареньем, поставят в нужном месте апострОф, приедут вовремя из аэропОрта, подпишут договОр, и точно будут знать, на каком квартАле находится диспансЕр.


С благодарностью вспоминаю моего учителя Данилевскую Галину Алексеевну, руководителя моей первой педагогической практики, которая научила меня самому результативному приему в работе учителя русского языка – работе над ошибками. Это начало почти всех моих уроков в любом классе. Любимая форма работы над ошибками - прием «Две колонки». Проверяя тетради, я выписываю допущенные ошибки и на уроке делю класс на 2 группы, каждая из которых должна записать слова только на определенное правило. Часто применяю игру, например, «Кто дольше продержит мел?» Если ученик не объяснил написание орфограммы, то мел передается другому ученику. Иногда ошибки разъясняю сама, но на следующий урок обязательно планирую словарный диктант с теми словами, работа над которыми была проведена. Словарная работа стала еще одним основным структурным элементом моих уроков русского языка. Согласитесь, чтобы научить языку, а особенно такому сложному, как русский, нужно вооружить учащихся прочными навыками орфографического правильного письма. Не стоит забывать и о том, что словарные диктанты содержат большой воспитательный потенциал: обычно выбираю какую-либо орфограмму на повторение и затем отбираю значимые слова для развития нравственных качеств. Например, орфограмма «Правописание одной и двух н в разных частях речи»: национальные ценности, государственные праздники, многонациональная страна, межэтническая толерантность, ответственность перед обществом. После письменной части словарной работы в ходе беседы подведу учащихся к мысли, что только знание истории, языка, культуры народа, основ культурного наследия народов России приведет к формированию осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к своему языку, к своей культуре и воспитает истинного патриота. Для обогащения словарного запаса учащихся часто применяю такое упражнение, как «Вправки» или «Корректор». Предлагаю ученикам предложение, а они должны заменить одно слово другим словом определенной, заданной мною частью речи. Например, в предложении «Поспешно взял и вышел» корректируем все три слова: 1) украдкой, быстро, тайком, небрежно; 2) схватил, вынул, выхватил; 3) выскочил, помчался, заторопился.


Удивляюсь, когда слышу, что для многих учащихся русский язык не является любимым предметом. Язык, без которого невозможно общение не только в России, но и за рубежом!? Русское слово, способное «спасти» и «полки за собой повести»!? Язык и литература не могут не интересовать и оставлять равнодушным! Поэтому уверена, что и уроки, и внеклассная работа по русскому языку является не только неотъемлемой частью всей учебно-воспитательной работы школы, но и важнейшей составной частью профессиональной деятельности любого современного учителя-словесника. Из массовых мероприятий вспоминаются праздничный концерт, посвященный Дню языков, ежегодные конкурсы диктантов «Самый грамотный», приуроченные к Международному Дню грамотности. Четко запланированная и организованная внеклассная работа по предмету - это мощное средство формирования у учащихся интереса к русскому языку как учебному предмету. Думаю, познавательной активности и самостоятельности учащихся способствуют различные программы кружков и внеурочной деятельности. В разные годы вела предметные кружки: «Экологическая тропинка» (эколого-художественная деятельность), «Творческая лаборатория» (создание мультимедийной продукции), «Занимательная грамматика» (интересные задания тренировочного характера), «Эссе как вид творческой работы» (изучение алгоритма написания эссе), «Диалог культур» (полиязычное воспитание). Занятия строю так, чтобы создать благоприятные условия для развития творческого воображения учащихся, способности свободно и нестандартно мыслить. Обучая детей русскому языку и литературе, я считаю, что самое ценное на уроке нашего предмета и во внеурочной работе - это Слово, слово думающего и грамотного человека. Поэтому итогом работы урочной и внеурочной деятельности чаще всего становятся сборники творческих работ учащихся («Здоровье - большой диалог с жизнью», «Я помню, я горжусь», «Мой город», «Экологический набат», «О школа! Колыбель моя»).


Недавно я стала «собеседницей» в Интернете двух молодых мам, которые рассуждали о том, что «можно не знать фамилию президента какой-то страны, но, если ты мама трехлетнего ребенка, то Гриффинов, Спанч Боба, Астробоя, Джамбо, Покемонов, Акикана ты должна знать!» Я задумалась... Научат ли все эти мультяшные герои моих племянников и внуков

удивляться, восхищаться, радоваться обыкновенным человеческим ситуациям? Научат ли они моему языку, языку моих предков? Сохраним ли мы тебя «великое русское слово» с таким отношением к воспитанию детей? Конечно, вы понимаете, что я не согласилась с современными мамами и стала их ненавистной оппоненткой. На уроке русского языка я считаю правильным, чтобы звучало слово, проверенное веками. В качестве дидактического материала для своих детей я выбираю сказки К.Чуковского и Э.Успенского, стихи Агнии Барто и С. Маршака, романы А.Пушкина и Л.Толстого. Важно, чтобы мы, взрослые, мамы и папы, бабушки и дедушки, учителя и воспитатели, разбирали вместе с ребенком прочитанное, показывали им красоту нашего русского языка, объясняли значения непонятных слов! Результат – грамотный, думающий и читающий ребенок, - стоит этого! И тогда мы действительно «сохраним тебя русская речь!»


Я уверена: учитель русского языка всегда будет осознавать свое высокое предназначение - быть проводником в удивительный и необыкновенный мир русской культуры. Я свято верю в мощь моего родного языка – русского, в «наш великий язык», в язык, доставшийся нам от предков. Внемлю звукам с детства милым! Честь и слава моему языку!

Нет комментариев

Добавить комментарий